Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

Положение об отделении

 Положение об отделении социально-бытового обслуживания на дому
ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Лукояновского муниципального округа»

1. Общие положения

Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», законом Нижегородской области от 5.11.2014 г. № 146-3 «О социальном обслуживании граждан в Нижегородской области», приказом Министерства труда и социальной зашиты РФ от 24 ноября 2014 г. № 939н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому", Постановлением Правительства Нижегородской области от 6.05.2015 г. № 268 «Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания в государственных учреждениях социального обслуживания Нижегородской области», Постановлением Правительства Нижегородской области от 31.05.2019 № 321 «О предоставлении социальных услуг поставщиками социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания»

2. Задачи отделения социально-бытового обслуживании на дому:

Отделение социально-бытового обслуживания на дому создается для оказания постоянной или временной помощи на дому гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию либо возможность осуществлять самообслуживание и обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности и нуждающимся в постороннем уходе, в целях улучшения условий их жизнедеятельности и создания условий для пребывания граждан в привычной благоприятной среде - месте их проживания.

2.1. Основными задачами отделения социально-бытового обслуживания на дому являются:

а) выявление граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании на дому;
б) предоставление гражданам на дому социальных услуг, в зависимости от степени потери способности к самообслуживанию и характера нуждаемости в социально- бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, срочных социальных услуг, оказываемых отделением социально-бытового обслуживания на дому, а также оказания по их желанию дополнительных социальных услуг, предоставляемых учреждением;

3. Категории граждан, обслуживаемых в отделении социально-бытового обслуживания на дому

3.1. Социальные услуги оказываются лицам, признанным в соответствии с действующим законодательством нуждающимися в социальном обслуживании, в форме социального обслуживания на дому в отделении социально-бытового обслуживания на дому в виду частичной утраты способности к самообслуживанию:

а) неработающим гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалидам;
б) гражданам трудоспособного возраста, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с продолжительной (более одного месяца) болезнью или полученными травмами, родственники у которых отсутствуют, либо по объективным обстоятельствам (проживание в другом населенном пункте, частые продолжительные командировки, наличие в семье ребенка дошкольника или ребенка-инвалида, наличие инвалидности или возраста старше 60 лет) не имеют возможности осуществлять уход, либо отказываются осуществлять уход по иным причинам
в) несовершеннолетним детям и детям-инвалидам, проживающим совместно с гражданами, указанными в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта;
г) гражданам из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "в" настоящего пункта, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.

3.2. Граждане, проживающие совместно с лицами, ведущими асоциальный образ жизни, на обслуживание в отделение социально-бытового обслуживания на дому не принимаются.

4. Перечень социальных услуг по видам социальных услуг, предоставляемых в отделении социально-бытового обслуживания на дому.

Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг:

4.1. Социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту:

  • Покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода, книг, газет, журналов;
  • Содействие в доставке, установке, ремонте бытовой техники и санитарно-гигиенического оборудования организациями торговли и сервисными службами за счет заказчика;
  • Помощь в приготовлении пищи, мытье посуды;
  • Оплата за счет средств получателя социальных услуг жилищно-коммунальных услуг и услуг связи;
  • Сдача за счет средств получателя социальных услуг вещей в стирку, химчистку, ремонт, обратная их доставка;
  • Покупка за счет средств получателя социальных услуг топлива (в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения), топка печей, обеспечение водой;
  • Содействие в организации проведения ремонта жилых помещений организациями, осуществляющими ремонт жилых помещений, за счет средств заказчика;
  • Обеспечение кратковременного, не требующего специальных знаний и медицинской подготовки, присмотра за детьми;
  • Сопровождение к врачу;
  • Предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход;
  • Помощь в приеме пищи (кормление);
  • Уборка жилых помещений;
  • Отправка за счет средств получателя социальных услуг почтовой корреспонденции;
  • Содействие в получении транспортных услуг за счет средств получателя социальных услуг, если по состоянию здоровья ему противопоказано пользование общественным транспортом;
  • Содействие в организации ритуальных услуг (при отсутствии у умершего родственников или их отказе заняться погребением);

4.2.Социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия:

  • Социально-психологическое консультирование, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений;
  • Психологическая помощь и поддержка, в том числе гражданам, осуществляющим уход на дому за тяжелобольными получателями социальных услуг;
  • Социально-психологический патронаж;

4.3. Социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей:

  • Обучение родственников практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг;
  • Организация помощи родителям или законным представителям детей-инвалидов, воспитываемых дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения и контроля, направленых на развитие личности;
  • Социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование;

4.4. Социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией:

  • Проведение мероприятий по использованию остаточных трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам;
  • Оказание помощи в трудоустройстве;
  • Организация помощи в получении профессионального образования и (или) квалификации инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с их способностями;
  • Консультирование по вопросам самообеспечения;

4.5. Социально-правовые , направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг:

  • Оказание помощи в оформлении и восстановлении документов получателей социальных услуг;
  • Оказание помощи в получении юридических услуг;
  • Консультирование по вопросам, связанным с защитой прав и законных интересов получателей социальных услуг в сфере социального обслуживания, и по вопросам установленных мер социальной поддержки;

4.6. Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов:

  • Обучение инвалидов (детей-инвалидов) пользованию техническими средствами реабилитации;
  • Проведение социально-реабилитационных мероприятий в сфере социального обслуживания;
  • Обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах;
  • Оказание помощи в обучении навыкам активного долголетия.

5. Порядок предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в отделении социально-бытового обслуживания на дому.

5.1. Порядок предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в отделении социально-бытового обслуживания на дому (далее - порядок) определяет правила предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, беженцам, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании в форме социального обслуживания на дому и которым предоставляется социальная услуга или социальные услуги (далее - получатели социальных услуг).

5.2. Социальное обслуживание в форме социального обслуживания на дому включает в себя деятельность по предоставлению социальных услуг получателям социальных услуг, которая направлена на улучшение условий их жизнедеятельности при сохранении пребывания получателей социальных услуг в привычной благоприятной среде - месте их проживания.

5.3. При определении необходимых гражданину видов социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому, учитывается нуждаемость получателя социальных услуг в получении таких услуг, характер обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности.

5.4. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются получателям социальных услуг в определенное время суток.

5.4. Для рассмотрения вопроса о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому гражданин подает в комиссию ГКУ НО «УСЗН Лукояновского района» в письменной или электронной форме заявление о предоставлении социального обслуживания. На основании решения комиссии о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и индивидуальной программы предоставления социальных услуг гражданин имеет право обратиться к поставщику социальных услуг (ГБУ «КЦСОН Лукояновского района») с заявлением о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому.

Поставщик социальных услуг (ГБУ «КЦСОН Лукояновского района»):

5.5. принимает заявление от гражданина, признанного нуждающимся в социальном обслуживании;

5.6. информирует о порядке предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, видах социальных услуг, сроках, условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно;

5.7. заключает договор о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому между поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг (представителем);

5.8. предоставляет получателю социальных услуг социальные услуги в форме социального обслуживания на дому в соответствии с заключенным договором;

5.9. Время реализации действий, предусмотренных подпунктом 5.5, 5.6 порядка, не должно превышать 15 минут с момента поступления заявления.

5.10. Срок реализации действий, предусмотренных подпунктом 5.7 порядка, не должен превышать 1 рабочего дня с даты представления поставщику социальных услуг индивидуальной программы и документов, необходимых для принятия решения о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому.

5.11. Для зачисления на обслуживание в отделение социально-бытового обслуживания на дому граждане представляют в Центр следующие документы:

а) заявление о предоставлении социальных услуг (подается лично или его законным представителем письменной или электронной форме);
б) копию документа, удостоверяющего личность получателя социальных услуг (представителя);
в) копию документа, подтверждающего полномочия представителя (при обращении представителя);
г) индивидуальную программу предоставления социальных услуг с прилагаемой к ней выпиской из решения комиссии о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, содержащей сведения о среднем душевом доходе получателя социальных услуг;
д) справку о составе семьи заявителя;
е) заключение о состоянии здоровья (справка ВКК, КЭК);
ж) копию страхового свидетельства государственного пенсионного страхования (СНИЛС).

По своему желанию получатели социальных услуг (представители) могут представить иные документы, которые, по их мнению, имеют значение для принятия решения о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому.

5.12. При отсутствии мест в отделении социально-бытового обслуживания на дому граждане, нуждающиеся в обслуживании на дому, зачисляются на обслуживание в порядке существующей очередности с учетом прав на внеочередное предоставление социальных услуг.

5.13. При необходимости, на период до зачисления гражданина на обслуживание в отделение социально- бытового обслуживания на дому работниками отделения срочного социального обслуживания организуется социальный патронаж гражданина.

5.14. Одинокие трудоспособные граждане, частично утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в посторонней поддержке в связи с продолжительной (более одного месяца) болезнью, зачисляются в отделение социально-бытового обслуживания на дому на временное обслуживание.

Получатели социальных услуг вправе участвовать в правоотношениях по предоставлению социальных услуг в форме социального обслуживания на дому лично либо через законного представителя. При этом личное участие получателей социальных услуг не лишает их права иметь представителя, равно как и участие представителя не лишает получателей социальных услуг права на личное участие в правоотношениях по получению социальных услуг.

6. Прекращение предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому.

Получатель социальных услуг или его законный представитель имеют право отказаться от предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу.

Отказ получателя социальных услуг или его законного представителя от предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому освобождает поставщика социальных услуг от ответственности за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому.

Основаниями прекращения предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому являются:

1) письменное заявление получателя социальных услуг об отказе в предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому;
2) окончание срока предоставления социальных услуг в соответствии с ИППСУ и (или) истечение срока действия договора;
3) нарушение получателем социальных услуг условий, предусмотренных договором;
4) смерть получателя социальных услуг или ликвидация (прекращение деятельности) поставщика социальных услуг;
5) решение суда о признании получателя социальных услуг безвестно отсутствующим или умершим;
6) осуждение получателя социальных услуг к отбыванию наказания в виде лишения свободы.

7. Порядок и условия оплаты услуг, предоставляемых гражданам в отделении социально-бытового обслуживания на лому

7.1. Социально-бытовые услуги на дому предоставляются бесплатно, за частичную или полную плату в соответствии с Порядком взимания платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и в стационарной формах социального обслуживания в государственных учреждениях социального обслуживания Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 6 мая 2015г. № .268

7.1.1. Устанавливаются следующие условия и порядок определения размеров платы за предоставление социально-бытовых услуг на дому гражданам, у казанным в пункте 3 настоящего Положения:

7.1.2. Бесплатно социально-бытовые услуги на дому оказываются:

а) одиноким и одиноко проживающим гражданам, имеющим на дату обращения за предоставление социальной услуги (изменения размера платы за предоставление социальной услуги) (далее - на дату обращения), среднедушевой доход в размере ниже или равном полуторной величине прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области, либо не получающим доходов по религиозным убеждениям;
б) гражданам, проживающим в семьях, если на дату обращения среднедушевой доход семьи ниже или равен полуторной величине прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области;
в) гражданам, на жилой площади которых зарегистрированы иные лица, имеющим на дату обращения среднедушевой доход в размере ниже или равном полуторной величине прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области;
г) одиноким и одиноко проживающим гражданам трудоспособного возраста, имеющим на дату обращения среднедушевой доход в размере ниже или равном полуторной величине прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения;
д) несовершеннолетним детям, проживающим совместно с принятыми на социальное обслуживание гражданами;
е) гражданам из числа лиц. указанных в пунктах "а" - "е" пункта 3 настоящего Положения, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.

7.1.3. За частичную плату социально-бытовые услуги дому оказываются:

а) одиноким гражданам, имеющим среднедушевой доход в размере свыше полуторной величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области.
Указанные граждане или их представители производят оплату в размере 15 процентов от разницы между получаемым этими гражданами среднедушевым доходом и полуторной величиной прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области, но не более 5 процентов от размера их среднедушевого дохода;
б) одиноко проживающим гражданам, имеющим на дату обращения среднедушевой доход в размере свыше полуторной величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области.
Указанные граждане или их представители производят оплату в размере 20 процентов от разницы между их среднедушевым доходом и полуторной величиной прожиточного мннимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области, но не более 7 процентов от размера их среднедушевого дохода;
в) гражданам, проживающим в семьях, если на дату обращения среднедушевой доход семьи составляет свыше полуторной величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области.
Указанные граждане или их представители производят оплату в размере 25 процентов от разницы между среднедушевым доходом семьи и полуторной величиной прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области, но не более 10 процентов среднедушевого дохода семьи;
г) гражданам, на жилой площади которых зарегистрированы иные лица, имеющим на дату обращения среднедушевой доход в размере свыше полуторной величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области.
Указанные граждане или их представители производят оплату в размере 25 процентов от разницы между их среднедушевым доходом и полуторной величиной прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области, но не более 10 процентов от их среднедушевого дохода;
д) одиноким и одиноко проживающим гражданам трудоспособного возраста, имеющим на дату обращения среднедушевой доход в размере свыше полуторной величины прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения Нижегородской области.
Указанные граждане или их представители производят оплату в размере 25 процентов от разницы между полуторной величиной прожиточного минимума» установленного для трудоспособного населения Нижегородской области, но не более 10 процентов от их среднедушевого дохода.

7.1.4. За полную плату социально-бытовые услуги на дому оказываются:

а) одиноким гражданам, указанным в подпункте 5.1.3 пункта б настоящего Порядка, у которых на дату обращения размер начисленной платы (без учета льгот) равен или превышает размер тарифа, установленного государственным учреждением, являющимся поставщиком комплексной социальной услуги "социально-бытовое обслуживание на дому".
Указанные граждане или их представители производят оплату в соответствии с тарифами, но не более 5 процентов от их среднедушевого дохода;
б) одиноко проживающим гражданам, указанным в подпункте 5.1.3 пункта 5 настоящего Порядка, у которых на дату обращения размер начисленной платы (без учета льгот) равен или превышает размер тарифа, установленного государственным учреждением, являющимся поставщиком социальной услуги "социально-бытовое обслуживание на дому".
Указанные граждане или их представители производят оплату в соответствии с тарифами, но не более 7 процентов от их среднедушевого дохода;
в) гражданам, проживающим в семьях, указанным в подпункте 5.1.3 пункта 5 настоящего Порядка, у которых на дату обращения размер начисленной платы (без учёта льгот) равен или превышает размер тарифа, установленного государственным учреждением, являющимся поставщиком комплексной социальной услуги "социально-бытовое обслуживание на дому".
Указанные граждане или их законные представители производят оплату в соответствии с тарифами, но не более 10 процентов среднедушевого дохода семьи.
г) гражданам, на жилой площади которых зарегистрированы иные лица, указанным в подпункте 5.1.3 пункта 5 настоящего Порядка, у которых на дату обращения размер начисленной платы (без учёта льгот) равен или превышает размер тарифа, установленного государственным учреждением, являющимся поставщиком социальной услуги "социально-бытовое обслуживание на дому".
Указанные граждане или их законные представители производят оплату в соответствии с тарифами, но не более 10 процентов от их среднедушевого дохода.
д) одиноким и одиноко проживающим гражданам трудоспособного возраста, указанным в подпункте 5.1.3 пункта 5 настоящего Порядка, у которых на дату обращения размер начисленной платы (без учёта льгот) равен или превышает размер тарифа, установленного государственным учреждением, являющимся поставщиком социальной услуги "социально-бытовое обслуживание на дому".
Указанные граждане производят оплату в соответствии с тарифами, но не более 10 процентов от их среднедушевого дохода.

8. Организация работы отделения социально-бытового обслуживания на дому

8.1. Отделение социально-бытового обслуживания на дому возглавляет заведующий отделением, имеющий профильное образование, назначаемый директором Центра.

8.2. Обслуживание на дому граждан осуществляется социальными работниками, состоящими в штате Центра.

8.3. Должность социального работника вводится из расчета обслуживания одним работником:

а) 4 граждан, проживающих в неблагоустроенном жилищном фонде;
б) 8 граждан, проживающих в благоустроенном жилищном фонде.

8.4. При формировании отделения социально-бытового обслуживания на дому для обслуживания граждан, проживающих в домах с различной степенью благоустройства, общая численность обслуживаемых в отделении граждан определяется исходя из полного заполнения штатных единиц социальных работников в соответствии с нормативами.

8.5. К обслуживанию граждан могут привлекаться отдельные лица на условиях частичной занятости и оплаты труда пропорционально части должностного оклада социального работника, выплачиваемой за обслуживание одного человека.

8.6. Периодичность посещения социальными работниками граждан, обслуживаемых на дому, определяется в зависимости от степени и характера нуждаемости граждан в уходе (не менее 2 раз в неделю).

8.7. Территории обслуживания для социальных работников и график их работы устанавливаются заведующим отделением с учетом компактности проживания обслуживаемых лиц, характера транспортных связей, наличия в районе предприятий торговли и служб бытового обслуживания и утверждается директором Центра.

8.9. Директор Центра своим приказом в пределах средств, выделяемых на содержание отделения социально-бытового обслуживания на дому, может увеличить норму' обслуживания отдельным социальным работникам без увеличения заработной платы в случае обслуживания социальным работником совместно проживающих граждан, в т.ч. супружеских пар. либо снизить норму обслуживания отдельным социальным работникам без уменьшения заработной платы в случае обслуживания социальным работником граждан, объективно нуждающихся в дополнительных посещениях.

8.10. На каждого гражданина, принятого на обслуживание в отделение социально-бытового обслуживания на дому, формируются личное дело, включающее документы, представленные гражданином при зачислении на обслуживание в отделение социально-бытового обслуживания на дому.


Скачать положение

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст